Лотерея, в которой победитель уже известен

25 июня 2012, 14:48
1021
Полная версия страницы
Обычно считается, что серия послематчевых пенальти — настоящая лотерея. Лотерея, в которой команды оказываются в равных положениях. Четвертый четвертьфинал Евро-2012 показал, что серия пенальти — далеко не всегда лотерея.


Лотереей пенальти называют из-за того, что проиграть в них могут даже великие. В истории чемпионатов мира и Европы полно примеров, когда промахивались звезды мирового масштаба — Платини, Марадона, ван Бастен, Баджо, Бэкхэм, Джерард, Лэмпард и многие другие. Еще больше примеров на клубном уровне, ведь обязательно каждый год в Лиге Чемпионов или Лиге Европы какая-нибудь команда неожиданно терпит крушение именно в серии послематчевых пенальти.

В футболе упор обычно делается на технику, тактику, физическую подготовку и психологическое состояние футболистов. И если в обычной игре трудно отдать приоритет чему-то одному, в серии пенальти все куда очевиднее, ведь на первое место всегда встает психология.


Как отличить классного игрока от менее классного? Очевидно, что классный игрок быстро бегает, много забивает и т. д. Но известно ли что-нибудь о психологическом состоянии великого игрока? И может ли стать игрок великим, если всегда сохраняет самообладание и справляется с эмоциями? Очевидно, что нет.

Итак, на первый план в серии послематчеваых пенальти встает психология. Психология вратаря и пенальтистов. Давайте посмотрим на то, как это было в пенальти после матча Англия — Италия. Два вратаря — Харт и Буффон, за их спинами их пенальтисты. Как повел себя Харт? Харт перед серией пенальти был окружен помощниками из тренерского штаба. Ему совали какие-то листы бумаги, он пил воду и уверенно качал головой, всем своими видом показывая, что он настроен на пенальти по максимуму. Что делал Буффон? В его действиях было куда меньше пафоса. Во время подготовки команд к пенальти Джанлуиджи удалился в подтрибунное помещение вместе с тренером вратарей и появился оттуда через пару минут уже, очевидно, с полученными ценными указаниями.


Надо сказать, что действия обоих вратарей сказались на исполнении пенальти. Харт хоть и не парировал ни одного удара, но всем своим видом и показательными театральными действиями сбил с толку Монтоливо, который не попал в створ, пытаясь пробить в угол, в который прыгал Харт в прошлом ударе. Проигнорировал интенсивные взмахи руками и уверенную ухмылку Харта только Андреа Пирло, пробивший пенальти хладнокровно и издевательски уверенно. Буффон не пытался давить на английских пенальтистов психологически, перед Буффоном стояла другая задача — он собирался реально парировать пару ударов своих оппонентов, что в итоге он и сделал с ударом Эшли Коула. Ну а удар Эшли Янга пришелся мимо ворот, в перекладину, и без помощи Буффона. Это можно понять, ведь для Янга такой крупный турнир первый в карьере. С ударами Джерарда и Руни, правда, Буффон ничего поделать не смог. Кто-то сомневался?

Как видите, серия послематчевых пенальти далеко не лотерея. Если хотите, можете называть лотереей, только помните, что в такой лотерее, на самом деле, результат вполне предсказуем. Да, очень много зависит от прочих факторов, но если команда готова психологически лучше, то шансов на успех у нее гораздо больше, чем традиционно отводится командам, решающим свою судьбу в серии послематчевых пенальти.
18+ Реклама